Главная » Статьи » Познавательная деятельность

Проект "Моя родословная"
Семакина Людмила Алексеевна, Сигаевская СОШ
 
   Генеалогия - наука о родстве. Когда-то давно знать свою генеалогию было едва ли не священной обязанностью каждого человека. Испокон веков люди всех стран и народов чтили предков, трепетно относились к их заветам.
   Со временем знание и сохранение родословной стало привилегией элиты общества: нужно было подтверждать права наследования. Однако существовала и другая, народная генеалогия. Прочные родовые связи в деревнях являлись опорой благополучия рода. Старшие представители рода хранили устные предания о своих предках и передавали их молодым. Происходящие в последние годы изменения в общественном сознании, возрастающий интерес к изучению истории страны и значение личности в истории изменили и отношение человека к истории своей семьи. Интерес к изучению родословной значительно возрос как у детей и родителей, так и у педагогов.
   Едва ли найдётся такой человек, который хотя бы раз в жизни не задумался над происхождением своего имени и своей фамилии, историей своего рода. Первые шаги на пути к овладению основами генеалогии вполне доступны всем, в том числе и учащимся начальной школы, поэтому в своём классе я организовала внеурочную деятельность по программе «Моя родословная».
   Для учащихся начальной школы предмет «история» интересен и доступен. Социальный опыт детей достаточно мал, поэтому исторические события они рассматривают по аналогии с личным жизненным опытом, опираясь на знания о прошлом ближайшего социального окружения - своей семьи, своего родного села. Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний. Опираясь на историю семьи, легче привить детям понятие исторического времени. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.
   Передо мной возникла проблема выбора необходимого метода работы. В новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по- новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Не меньшее значение имеют проектная и исследовательская технологии обучения.
   Именно проектную деятельность я выбрала за основу программы «Моя родословная».
   Цель проекта: Содействие объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к истории семьи, её генеалогии.
   Задачи:
• Развивать семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня (прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни);
• Формировать умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах её изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов;
• Воспитывать любовь и уважение к старшим.
• Укреплять связь семьи со школой, классным коллективом.
   Содержание программы.
   Ознакомление с понятиями «генеалогия», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок». История возникновения имён и фамилий. «Лента времени» моей жизни. Составление родословного древа с наибольшим количеством родственников. Степени родства в семье. Профессии предков. Семейные традиции, праздники. Мир семейных увлечений. Семейные реликвии. Работа с устными и письменными источниками.
   Использование разнообразных технологий в работе
· Проектная технология (подготовка, показ и комментирование проектов-презентаций)
· Здоровьесберегающие технологии (соблюдение техники безопасности, соблюдение требований СанПина, реализация двигательной активности, чередование различных видов деятельности, охрана психического здоровья).
· Технология проблемного обучения (ученики проходят через четыре звена научного творчества: постановка проблемы, поиск решения, выражение решения, реализация продукта)
· Обучение в сотрудничестве в малых группах (командная работа для активной совместной деятельности и снятия психологических барьеров). 
· Игротехника (обучающие игры-конкурсы по командам, ролевая игра).
   Задачи проектной деятельности
   Образовательная: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.
   Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично представлять результаты исследования.
   Воспитательная: создание продукта, востребованного другими.
   Прогнозируемый результат
1. Дети научатся вести поиск своих предков (вплоть от родителей до прабабушек и прадедушек, их родственные связи, занятия, годы жизни, имена и фамилии).
2. Будут знать и продолжать семейные традиции.
3. Дети будут уметь общаться со взрослыми; записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями. Оформят специальные альбомы «Моя родословная».
   Школьная практика работы над проектом и исследованиями показывает, что в них нет неуспевающих детей. Интерес, радость, творческий поиск, жаркие споры - каждому находится дело по душе.
 
 
 
 
Категория: Познавательная деятельность | Добавил: imo-sar (02.03.2012)
Просмотров: 2348 | Комментарии: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 10
10 Верочка  
0
Добрый день, Людмила Алексеевна! Действительно, Ваш проект очень интересный и ценный для каждого человека. Большое спасибо, успехов в работе! happy

9 Людие  
0
научится доводить начатое дело до логического конца еще один плюс ко всем выше перечисленным похвалам, к которым я присоединяюсь. Будьте верны детям, и они будут верны вам.

8 Атлантида  
0
Увлекательный, занимательный проект. Дети прочувствуют связь прошлого, настоящего и будущего. История страны начинается с истории семьи. Спасибо за работу! Желаю успехов! happy

7 голубка  
0
Очень хороший материал.Проект увлекательный, очень необходимый для каждой семьи.Успехов в дальнейшей деятельности!

6 julija  
0
Интересный материал!Это хорошо когда проектная деятельность ведется в одном направлении и по одной теме!дети до конца осмысливают, чем прыгать с одной темы на другую!!!Спасибо вам, и успехов в дальнейшей работе!!! wink

5 Олик  
0
Работа интересная. А какова роль родителей в данном проекте? И получится ли сделать данный проект детям, которым родители помогать совсем не будут?

2 Дуся  
0
Очень здорово, что проектная деятельность ведется по одной большой теме! happy

4 Mila  
0
Спасибо!

1 nikolay  
0
Oчень замечательный материал.Генеалогическое древо – замечательный символ связи поколении/ wink

3 Mila  
0
Спасибо за добрые слова. smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]