Главная » Статьи » Познавательная деятельность |
Профориентация как один из видов познавательной деятельности
Чистякова Светлана Сергеевна, Мазунинская СОШ
Работая не один год в старших классах, я пришла к выводу: познавательная деятельность для учащихся старших классов в большей степени связана с профориентацией. Выбор профессии или профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных его решений в жизни. Поэтому свою работу в этот период я в основном посвящаю именно этому направлению. И в большинстве случаев, свою работу строю на использовании ИКТ технологии.
Если в течение учебного времени в школе этому вопросу отводится только один месяц март, то я, начиная с 9-го класса, этому вопросу посвящаю не менее одного раза в месяц в течение всего учебного года.
В основном занятия по профориентации проходят на классных часах. В ходе этих занятий проводятся опросы, анкеты, профориентационные тесты (много различных тестов можно найти на сайте http://azps.ru/tests/indexpf.html), в результате которых можно узнать о склонностях и интересах учащихся, а также об их предпочтениях в выборе профессии. Проводим дискуссии «Плюсы и минусы избираемых профессий», на которых учащиеся обсуждают положительные и отрицательные стороны избираемых ими профессий, например условия труда, зарплата, требования к здоровью и т.д., информацию которых можно найти в Интернете.
В начале каждого года провожу опросник «Готовность подростков к выбору профессии» (методика В.Б. Успенского), в результате которого подводим итоги по каждому учащемуся и по классу в целом. Составляю презентацию по этой теме с итогами опросника. Затем с каждым учащимся обсуждаю его результат и на что необходимо обратить внимание, чтобы его улучшить. Все результаты доводятся до родителей на родительском собрании «Помощь семьи в профессиональной ориентации ребенка» и даются также рекомендации и памятки родителям. В течение трех лет уровень готовности к выбору профессии у учащихся повысился.
На занятии по теме «Сфера профессиональных предпочтений» проводим опросник Йовайши, в результате которого ребята видят, к какому типу профессии они относятся. Знакомимся с формулой выбора профессии «ХОЧУ – МОГУ – НАДО» и на основе его каждый учащийся составляет свою траекторию развития, которую представляет или в виде презентации, или в виде компьютерного рисунка, или документа WORD. Знакомимся с информацией о престижных и востребованных профессиях в мире, в стране, в регионе используя ресурсы Интернета.
Чтобы узнать больше о профессиях используем различные энциклопедии, а также материалы сети Интернет, беседы с представителями разных профессий, экскурсии на различные объекты. Проводим видеолектории, т.е. просматриваем фильмы о конкретных профессиях, в которых показываются характер работы, условия труда, возможности профессионального роста, передовые приёмы работы.
В прошлом году в начале учебного года мы с учащимся решили узнать несколько новых профессий, которые вошли в нашу жизнь недавно и непонятно, что означают. Выбрали 13 профессий такие, как менеджер, сомелье, стрингер, мерчендайзер, промоутер, провизор, криэйтор, имиджмейкер, медиапленнер, логистик, ремюер, ресепшионист, трейдер. Ребята объединились в группы по 2 человека, выбрали из этого списка одну профессию, о которой хотели бы узнать. В течение нескольких классных часов учащиеся составляли презентации, информацию для которых брали из Интернета. В марте, когда проходил месячник профориентации, учащиеся выступили со своими работами перед учащимися 5-7 классов, они рассказали о 6 профессиях.
Кроме знакомства с различными профессиями, не нужно забывать и о различных профессиональных учебных заведениях. Если в 9-м классе учащиеся в основном интересуются училищами и техникумами, то с 10 класса нужно знакомить их с различными ВУЗами. Здесь помогут экскурсии, дни открытых дверей в ВУЗах, а также сеть Интернет. В настоящее время во всемирной паутине можно найти всю информацию об интересующем ВУЗе. Как говорится, каждый уважающий себя ВУЗ имеет свой сайт, на котором представлена его деятельность, в том числе и контакты (телефоны, адрес электронной почты). Похвально, что с этого года наши ВУЗы начинают проводить дни открытых дверей в он-лайн режиме. С 10-го класса знакомлю своих учеников с российским общеобразовательным порталом www.school.edu.ru/default.asp, на котором более подробно останавливаюсь на проекте «Выпускник». Здесь учащиеся могут посмотреть, какие экзамены им нужно сдавать для поступления в ВУЗы. И тем самым идет выбор факультативов для подготовки к экзаменам. И уже с 10 класса они посещают те факультативы, которые им нужны для сдачи ЕГЭ и поступления в ВУЗы. В нашем кабинете размещаю материалы в виде планшетов, стендов, папок информационного характера по вопросам профессиональной ориентации, где выпускники также могут найти какую-либо информацию.
В прошлом году в рамках месячника профориентации школа заключила договора с несколькими организациями на территории нашего села, с целью лучшего знакомства учащихся с некоторыми профессиями. Ребята в течение одного дня работали на одном из предприятий. Они работали доярками, продавцами, воспитателями, работали в сельском ФАПе. Сколько же было у них эмоций после этого! А вывод они сделали такой: «Надо учиться и получать образование!». Свою работу они представили в виде презентаций.
А в этом году мои 11-классники должны сдавать экзамены в виде ЕГЭ, поэтому своей задачей ещё считаю довести до них информацию о его процедуре, правилах поведения во время экзамена, психологической подготовки и т.д. И здесь опять поможет Интернет. На нашем школьном сайте установлена ссылка на сайт Официальный информационный портал ЕГЭ www.ege.edu.ru, на котором можно найти не только общие сведения о ЕГЭ, но и базу данных ВУЗов и ССУЗов. Но, к сожалению, из-за фильтров в школе нельзя просмотреть на данном сайте видеоконсультации для подготовки к ЕГЭ, поэтому рекомендую учащимся посмотреть их дома. Планируем с ребятами в апреле поучаствовать в вебинарах, организованных УдГУ.
Как известно, в настоящее время можно подавать документы в 5 ВУЗов по 3 факультета. Когда учащиеся уже должны окончательно определиться с выбором экзаменов, я прошу их указать хотя бы 3 ВУЗа и факультеты, куда они планируют подавать документы для поступления. И опять мы с ними сидим за компьютером, находим на сайте ВУЗов список факультетов, и список экзаменов, необходимых для поступления. Таким образом, лично убеждаюсь, что выбор экзаменов соответствует запросам учащихся.
Также с учащимися проводим различные профориентационные игры и тренинги (http://azps.ru/training/indexpf.html), в ходе которых проигрываем различные ситуации, с которыми они могут столкнуться в своей профессиональной деятельности.
В конце года планируется провести итоговое занятие "Перелистывая страницы”, на котором проведем обобщение приобретенных учащимися знаний и умений, необходимых для принятия решения при выборе профессии и планирования своего профессионального пути. И, конечно же, главным итогом всей нашей с учащимися работы будет поступление в ВУЗы и получение нужной и интересной для них профессии.
Правильный выбор это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям.
Думаю, что знания и умения, полученные учащимися в ходе наших занятий по профориентации, пригодятся им в дальнейшем, и они будут ИКТ компетентными людьми.
| |
Просмотров: 1618 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 5 | ||||||
| ||||||