Главная » Статьи » Познавательная деятельность |
Программа по внеурочной деятельности "Мои первые проекты"
Марова Галина Семеновна, Шевыряловская ООШ
Я выбрала направление «Проектная деятельность» и веду в 1 классе кружок «Мои первые проекты».
О преимуществах метода проектов хорошо сказано в книге «Организация проектной деятельности в школе. Система работы» авт. С.Г.Щербакова, Л.А.Выткалова «Метод проектов – это набор техник и приёмов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащихся. Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполненный детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации».
Метод проектов имеет ряд преимуществ: он даёт возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; эта технология позволяет достигать поставленных целей любой программы, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик; проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу; этот метод обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу.
Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования: интеграцию учебного содержания; развитие пользовательских навыков в информационных технологиях; формирование информационных, коммуникативных и социальных компетенций; формирование у учащихся особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей. «Всё новое – это хорошо забытое старое».
Очередное подтверждение тому – интерес к проектной деятельности и востребованность данной технологии в современной школе. Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда, но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие и роль учителя также должна быть другой (например, тьюторской).
Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?
Для этого нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Не меньшее значение имеют проектная и исследовательская технология обучения. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 1920-е годы американским философом и педагогом Дж.Дьюи. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учётом их личной заинтересованности в знаниях и получая в итоге реальный результат. В России идеи проектного обучения возникли практически в то же время. Уже в 1905 году русский педагог С.Т. Шацкий с небольшой группой коллег пытался активно использовать проектные методы в практике преподавания. После Октябрьской революции их идеи и опыт работы стали широко внедряться в практику школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и в 1931 году постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осуждён, а использование его в работе учителя запрещено. В зарубежной же практике он весьма успешно развивался и приобретал популярность. В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, сделан акцент на освоении учащимися ценностей и способов деятельности человека в социокультурной среде, метод проектов снова востребован и популярен. Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния). Проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи.
В основе метода проектов лежат: развитие познавательных умений и навыков учащихся; умение ориентироваться в информационном пространстве; умение самостоятельно конструировать свои знания; умение интегрировать знания из различных областей наук; умение критически мыслить.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (парную, групповую, индивидуальную, ), которую дети выполняют (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Это задача личностно-ориентированной педагогики.
Задачи проектной деятельности:
Образовательная:
- активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определённой темы; систематизация знаний;
- знакомство с материалами, которые не включены в школьную программу.
Развивающая:
- умение размышлять в контексте изучаемой темы;
- анализировать, сравнивать, делать собственные выводы;
- производить отбор и систематизацию материала;
- использовать ИКТ при оформлении результатов; публичное выступление.
Воспитательная:
- создание продукта, востребованного другими.
Выбирая темы для проектов, стараюсь опираться на интересы самих учеников. Ребёнок выбирает тему, которая ему нравится, и начинает действовать самостоятельно. Перед ним задача – собрать нужные сведения, используя все доступные источники информации, обобщить их и подготовить проект или доклад по результатам исследования. Когда собраны все сведения, проведены наблюдения и необходимые расчеты, то нужно изложить на бумаге всё самое главное и рассказать об этом одноклассникам. Школьная практика работы над проектом показывает, что эта работа интересна всем детям без исключения. Я использую метод проектов и в организации внеурочной деятельности со своим классом.
Меня волнует здоровье школьников и то, что уже из детского сада дети пришли в 1 класс с таким диагнозом, как сколиоз (1 ученик), нарушение осанки (3 ученика), поэтому одной из тем для проекта была «Сколько весит здоровье ученика?». В данном исследовании рассматривались такие вопросы:
- Как тяжёлый ранец может повлиять на осанку ученика?
- Сколько должен весить пустой ранец и ранец со школьными принадлежностями?
- Как правильно выбрать ранец?
1 этап работы: Были проведены следующие методы исследования: анализ, наблюдение, сбор информации из книг и журналов, эксперимент (взвесили пустые ранцы, ранцы со школьными принадлежностями, по весу тела ученика определили правильный вес ранца).
2 этап – информация была донесена до всех учащихся начальных классов.
3 этап – выступление перед родителями начальных классов, выступление на школьной научно-практической конференции.
Очень интересно проходит защита проектов в нашей школе (Презентация по окружающему миру «Сколько весит здоровье ученика»). С каждым годом желающих принять участие в научно-практической конференции становится всё больше. Некоторые дети выбрали тему для проекта, с которой хотят выступить на будущий год уже сейчас и начали над ней работать. Назову некоторые из них: «Кое-что о зеркалах», «Проблемы утилизации мусора», «Доброе сердце», «Мой путь к здоровью», «Основа здорового питания», «Безопасный путь», «Соблюдай правила дорожного движения», «Профессия моей мамы» и другие.
| |
Просмотров: 1895 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 7 | ||||||
| ||||||