Главная » Статьи » Познавательная деятельность |
В гости к удмуртам
Лесникова Людмила Николаевна, Усть-Сарапульская ООШ им. В.И. Агашина
В последнее время стали уделять внимание воспитанию Гражданина, любящего родной край и свою страну, уважающего и принимающего ценности семьи и общества – это цели, которые стоят перед школой в рамках нового образовательного стандарта, для решения которых предусмотрена внеурочная деятельность школьников.
Хотя новые стандарты введены для учащихся первых классов только с 2011 года, работа по разработке программ внеурочной деятельности в нашей Усть-Сарапульской школе им. В.И.Агашина ведется уже второй год. В 2010 году на базе нашей школы была создана творческая лаборатории, участником которой я и являюсь. Так как я преподаю литературу в среднем звене и вижу один из ее недостатков в том, что в образовательной программе не предусмотрено учебных часов для знакомства с литературой родного края, я нашла решение этой проблемы во внеурочной деятельности. Мной был разработан цикл из 4 занятий (по 1 занятию в четверть) для учащихся 4-5 классов в рамках гражданско-патриотического направления.
В нашей Усть-Сарапульской ООШ им. В.И.Агашина, которая расположена на территории Удмуртии, дети не изучают удмуртский язык. Знакомство с родным краем происходит только на уроках краеведения в среднем звене. Данное занятие в рамках внеурочной деятельности позволяет учащимся 4-5 классов получить первоначальные представления об обычаях удмуртского народа, знакомит их с его фольклором.
Различные формы занятий: народные посиделки, путешествия, спектакли, инсценировки – позволяют учителю в непринужденной форме ознакомить учащихся с новым материалом и воспитывать патриотизм, любовь к Малой Родине и народам, населяющим ее.
Занятия проходят с использованием как современных технологий и приемов (ИКТ, Технология развития критического мышления, приемы исследовательской работы), так и традиционные (игровые, лекции, беседы, инсценирование). Сочетание современных технологий с традиционными дает наибольший результат в усвоении нового материала. Тем более, что такая внеурочная деятельность позволяет лучшим образом осуществлять и межпредметные связи (ИЗО, музыка, литература, история, краеведение). Детям легче и интереснее воспринимать информацию и самостоятельно работать при подготовке к занятию. Каждое занятие из цикла предусматривает самостоятельную предварительную подготовку учащихся, при этом каждый ученик класса задействован в этом процессе.
Комментарий к предложенному занятию «В гости к удмуртам».
Занятие начинается с порога и заканчивается там же. Дети сразу же слышат удмуртскую речь – 2-ой государственный язык Удмуртии – национальный костюм ведущего, каравай в его руках, столы, расставленный в круг – все это погружает детей в предстоящее занятие, при этом они забывают, что находятся в школе. Теперь дети – это гости, а учитель – хозяин дома, и так в продолжение всего занятия.
Ход занятия построен на чередовании лекции учителя с активной деятельностью самих учащихся.
Лекция о правилах поведения в гостях и удмуртских обычаях приема гостей превращается в еще более увлекательное занятие, когда на интерактивной доске дети – гости видят слайд с удмуртскими национальными блюдами. Применение ИКТ позволяет погрузиться в процесс приготовления перепечей. Возникает желание попробовать это блюдо, записать рецепт, чтобы дома родители могли испечь – связь с жизнью.
Активная деятельность учащихся – это их домашнее задание, которое они подготовили в группах. При выполнении домашнего задания дети самостоятельно знакомились с удмуртским фольклором – формирование информационной компетентности. Проверка домашнего задания происходит незаметно для самих детей в ходе занятия, при этом реализуется нетрадиционная форма проведения занятия и соблюдается двигательный режим.
Учащиеся зачастую проходят все три уровня развития воспитательных результатов:
1. Знакомство с удмуртским и обычаями, национальным блюдом и фольклором
2. Переживание позитивного опыта во время занятия
3. Уходя с занятия, дети применяют правила поведения в гостях, уже проигранные, в жизни; рецепты позволяют вместе с родителями попробовать испечь это блюдо и гостить близких.
Занятие заканчивается угощением детей перепечами. Этот момент учащиеся запомнят надолго, ведь они реализуют свою физиологическую потребность в пище.
Проводя данный цикл занятий с учащимися 4-5 классов, мы имеем следующие результаты:
1 уровень (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни) - Ученики получили первоначальные знания об удмуртском фольклоре, познакомились духовными ценностями удмуртской семьи и ее некоторыми традициями. Дети получают представление об удмуртском национальном костюме, в котором также отражается сознание удмурта.
2 Уровень (формирование положительного отношения школьников к базовым ценностям нашего народа) - Происходит переоценка ценностей школьников, формируется патриотизм, любовь к Малой Родине и народам, населяющим ее.
3 уровень (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – Учащиеся могут рассказать о традициях удмуртского народа своим родным, вместе с родителями приготовить национальные блюда удмуртов, а знания о правилах поведения в гостях у удмуртов позволяют вести себя правильно и адекватно реагировать на традиционные обряды.
Данные уровни результатов внеурочной деятельности предлагаемого цикла занятий соответствуют новым ФГОС.
| |
Просмотров: 2363 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0 |